В 2004 г. довелось мне полтора месяца простоять в судоремонтном заводе румынского города Мангалия. Там я впервые увидел цыган-пролетариев, работавших сварщиками и малярами. Нас заранее предупреждали о бдительности, но в первые дни зафиксировали несколько случаев воровства из раздевалок и машинного отделения, после чего порядок поддерживался вахтенной службой и тем, что воровать было нечего.
Ещё запомнился прилегающий к СРЗ посёлок, где проживали липоване. Потомки сектантов, бежавших в Румынию из царской России. В посёлке можно услышать русскую речь, а виды домиков с палисадниками и бабушками на скамеечках напоминали станичные улицы Кубани и Дона.
Местные рассказывали, что СРЗ загибался и был близок к полному краху. Спасение пришло с Востока. Приехали корейцы, выкупили контрольный пакет акций и навели хюндайские порядки со строгим пропускным режимом, обязательным перерывом на производственную гимнастику и контролем за всеми фазами судоремонта. Завод ожил, пошли заказы. Начался рост благосостояния как цыган-рабочих, так и европеизированных менеджеров среднего и высшего звена.
Я время зря не терял, ходил на пляж купаться и загорать, вкушая ягоды да фрукты с местного базара.
Прошли годы, стал уж было забывать те дни, как, вдруг, вижу в ленте новостей:
На румынском СРЗ заложен киль ледокола для Австралии
Австралия в Румынии строит ледокол. Почему австралийцы выбрали Румынию? Наверно из двух соображений:
— по параметру "цены-качество";
— нежелания сотрудничать с российскими корабелами.

Так ледокол будет выглядеть в антарктических водах. Его предназначение не только лёд колоть, но заниматься научными наблюдениями в полярных широтах, для чего предусмотрены пассажирские каюты на 116 человек.
[Анимация о будущей работе]
О традиции разбивать бутылку шампанского при спуске судна на воду знают все. Но есть ещё одна: во время закладки киля в него прячут монетки на счастье.

В киль ледокола замуровали 1 австралийскую, 1 румынскую и 2 датские монеты с профилями наследного принца Фредерика и его супруги принцессы Мари, которая родом из Австралии.

Киль будущего ледокола в сухом доке.
Приём ледокола в эксплуатацию ожидается через три года в 2020 г. По нынешним индустриальным темпам очень долго. В Китае, Японии и Корее строят за несколько месяцев. Ну, австралийцам виднее. Надеюсь, они не продешевили и румыны не подведут.
Journal information