В сентябре 1991 я, второй помощник капитана в составе новороссийского экипажа, оказался в южно-корейском Ульсане на судостроительном заводе Hyundai. Мы принимали новенькое с иголки судно Scanobo Challenger. Незабываемое время. Ещё не распался СССР, а мы, как вольные птицы, начали работать на "обошнике" под флагом Либерии, и моя зарплата была в четыре раза больше, чем у капитана в Новороссийском пароходстве.
Это судно несколько раз меняло хозяев и регистрацию. Последние годы (до 2006) принадлежало грекам и под названием Genmar Challenger закончило свой путь.
В Ульсане нам здорово понравилось, для моряков наступила воля. Помополиты исчезли как класс, не стало комиссарского надзора. Мы ходили на берег в удобное для себя время, без обязательных "троек" и отчётов о потраченной валюте. Всё было интересно и всё хотелось попробовать.
Однажды к пиву нам подали яблоки типа Семиренко. Попробовали, оказалось нормально. Хорошее пиво можно пить не только с воблой или раками. Яблоки тоже подойдут, особенно, если вы в Корее.
В первый рейс мы вышли в начале октября с гарантийным механиком-корейцем на борту. В его задачу входило представлять интересы заводы и оформлять гарантийные претензии в случае поломок и неполадок, выявленных при эксплуатации. Толковый инженер, мы с ним легко находили общий язык, хоть и говорили на весьма ломанном английском, а у него был сильнейший акцент.
Мне он запомнился тем, что ел чеснок на завтрак, обед и ужин. И даже перед чаем мог умять горбушку хлеба с долькой чеснока.
Рекламации случались не каждый день, он скучал и часто захаживал ко мне на вахту, время скоротать и потрепаться о том, о сём. Однажды заявляет:
— Эх, вот немцы не пожадничали, дали Горбачёву 14 миллионов, и он разрешил Германии объединиться. А наши в Сеуле, не хотят платить. Зря! Дали бы денег и была бы Корея опять единой.
Со мной на мостике был начальник рации (с 2001 проживает в Новой Зеландии), и мы в два голоса начали убеждать, что не могли немцы дать взятку Горбачёву. Не такой наш президент, чтобы взятки брать, это у них в Корее президентов в суд таскают за коррупцию, а у нас такое невозможно.
Наивные мы тогда были, многого не знали. Это потом пошли публикации о роли Горбачёва, Яковлева, Шеварнадзе, Ельцина и прочих в развале СССР, не буду углубляться в эту тему.
Кореец слушал нас вежливо кивал головой и повторял.
— Дало бы наше правительство денег Горбачёву и объединилась бы Корея как Германия.
— Зачем это вам? На севере Ким Ир Сен, там совсем другой режим и уклад. Вместо объединения будет война.
— Войны не будет. У Германии получилось, получится у нас. Лишь бы только СССР и США не мешали.
Через пару месяцев он списался, а его фраза про "денег Горбачёву" засела у меня в мозгу.
Прошло 10 лет, я работал в греческой компании старпомом на танкере Veneticos. Мы возили нефть из Индонезии на Японию и Южную Корею.
На выгрузках в Южной Корее иногда спрашивал местных насчёт объединения. О Горбачёве никто не вспоминал, но тему легко подхватывали и убеждённо говорили "станет одна страна и всё будет хорошо". В то время КНДР правил Ким Чен Ир, с которым южане планировали поладить.
По окончанию контракта я уехал в отпуск из южнокорейского порта и добирался в Москву через Сеул.
Много воды утекло с тех пор. Смотрю сегодня выпуски новостей, где главная тема встреча лидеров Северной и Южной Корей Ким Чен Ына и Мун Чжэ Ини, их рукопожатие, объятие и подписание пакта. И вспоминаю былое.

Да, корейцы медленно запрягают, ещё медленнее, чем русские. Но если уж запрягут, никто не свернёт их с выбранного пути.
Journal information