alex_ishm (alex_ishm) wrote,
alex_ishm
alex_ishm

СЕВМОРПУТЬ? ЗАБУДЬ!

Писал 2 года назад. Хочу повторить в предвкушении летнего сезона-2017.

Выступал недавно Путин с посланием и ритуально коснулся темы развития Северного морского пути. Ага, если сказать нечего, давайте говорить за СеверА.

Вот интересно, люди, которые готовят материалы Президенту, в курсе, что морские перевозки осуществляются не по кратчайшим, а по экономически выгодным маршрутам? Нам это преподали на 4-м курсе средней мореходки. Да, чаще всего кратчайший путь и есть самый выгодный, но не всегда. Несколько лет разбойничали сомалийские пираты и, пожалуйста, теперь суда без охраны идут в обход этих районов, удлиняя расстояние и время. Пусть возникают дополнительные расходы на топливо и экипаж, но кого это волнует. Конечный потребитель оплатит все издержки, а флот стоять не будет. Это тоже из курса "Экономики морского транспорта" и "Коммерческой эксплуатации судна".

Однако вернёмся к Севморпути, о котором вспоминают раза три в году. В начале, в конце навигации и по какому-нибудь поводу. В советские времена была плановая система и северный завоз, поэтому знали наперёд, какое количество грузов доставить, в какие сроки, в какие порты и какой судо-тоннаж потребуется.

В начале своей карьеры работал я четвёртым помощником и в моем заведовании находились публикации для служебного пользования. ДСП, для краткости. Каждое издание под своим секретным номером строгой отчётности. Среди них руководство по арктической навигации под редакцией знаменитого полярного капитана Белоусова. Из любопытства полистал я книжку и понял, что Заполярье не для меня, но больше всего понравился пассаж о формировании экипажей. Капитан Белоусов объяснял, что для плавания во льдах требуется высокий профессионализм и в экипаж нужно отбирать самых лучших моряков. Для чего следует кой-кому задерживать летний отпуск и списывать после окончания навигации. Это значит, лентяи и раздолбаи отправятся летом отдыхать в Крым или на Кавказ, в то время как самые исполнительные и добросовестные будут любоваться видами Идигирки и Дудинки, где в июле не бывает тёмных ночей.

Впрочем, Советский Союз канул в Лету, а с ним северный завоз и литература ДСП.

Вопрос: кому нужен Северный морской путь? Ответ: похоже, никому, иначе бы не убеждали с высоких трибун в его необходимости и пользе. Начнем с того, что для плавания во льдах судну требуется ледовый класс, который присваиваивается при выполнении дополнительных требований к прочности корпуса. То есть, судно с ледовым классом стоит дороже обычного. Следовательно оно проигрывает конкуренцию последнему, ведь зима всего три месяца, а человечество любит комфорт, поэтому развивалось в благоприятных климатических условиях. Все крупнейшие порты мира, через которые идут основные грузопотоки, расположены в незамерзающих районах плавания. Кто может позволить себе эксплуатацию судна с ледовым классом? Частная компания, которая специализируется на перевозках через льды и обеспечена фрахтом под завязку или государство, которое может себе позволить планово-убыточное предприятие. За 40 лет работы на флоте я ни разу не был на борту судна с ледовым классом. Мало таких судов. Когда случайно на каком-нибудь рейде увидишь, то невольно тянешься к биноклю, чтобы разглядеть диковинку.

Чтобы Севморпуть нормально функционировал, ему тоже нужна загрузка. В идеале определенное количество товаров в Северной Европе назначением на Китай, Японию и Корею. А примерно такое же количество других товаров из Азии на Северную Европу. Иначе движение одну сторону будет в грузу, а обратно порожнём. И вот тут начинается интересное. Суда идут за ледоколом в караване. Караван за один день не формируется, приходится ждать на простое, когда соберутся все участники проводки. Скорость продвижения каравана зависит от многих факторов, в том числе от скорости самого тихоходного в строю. Тут уж не сам по себе, а зависишь от коллектива. Экономия на расстоянии вовсе не обязательно принесет адекватную экономию времени. Кроме того, за услуги ледокола и лоцманов нужно платить, наверно есть другие сборы и выплаты. Расходы множатся, экономия тает, как заполярные льды летом.

И это не всё, если во время пути собачка могла подрасти, то с судном во время пути может много чего произойти. Поломка, болезнь в экипаже, необходимость пополнения запасов или репатриации моряков, всякое случается. Есть ли на Севморпути порты-убежища с ремонтными базами, складами, откуда по первому требованию доставят топливо, воду, провизию, запчасти? Какова их стоимость, включая доставку? Есть ли возможность произвести смену экипажа? И как туда добраться из Индии или Филиппин? На оленях, на тюленях, на коленях? Мне в Новороссийске жаловался судовой агент, какие невыносимые сложности возникают при необходимости репатриации индийца или филиппинца. Чаще всего судовладельцы, помыкаются, потом плюнут от безнадёги и организуют смену экипажа при проходе судна Босфором, благо турки в этом отношении куда лучше организованы и не страдают от излишней бюрократии и псевдоохраны неприкосновенности границ.

Есть ещё один юридический момент. Гражданское судно обладает правом мирного прохода через территориальные воды другого государства, за исключением специальных районов. Таких районов мало, обычно они расположены в стороне и не мешают гражданскому судоходству. С Северным морским путём другая история. Большая часть этого района объявлена крепостной зоной, режим плавания в которой значительно ограничен. Гражданское судно, попадая в крепостную зону, частично лишается своего суверенитета. Право собственности остается, на него никто не посягает, тем не менее в нынешней международной обстановке не каждый капиталист рискнёт своим судном, отправляя его в плавание в российское Заполярье.

Был бы я негром преклонных годов иностранцем-фирмачом и начал бы меня завлекать Путин прелестями Севморпути, я бы сразу спросил, а что же вы, русские, сами им не пользуетесь. У вас же есть свой флот, а если мало, то в Китае, Корее или Японии строят быстро. От закладки киля до спуска на воду три месяца. Организуйте на базе Мурманска или Архангельска, да хоть Тикси, судоходную компанию и объявите, что по таким-то числам ваши суда, стоящие на линии, отправляются из Роттердами и Антверпена на Иокогаму и Шанхай, а по таким-то числам в обратном направлении. И мы посмотрим. Будут ваши суда загружены на полную вместимость и будет ваша компании в прибыли, то не беспокойтесь и не зовите, сами прибежим с предложением тоннажа и просьбой взять в долю. А если прогорите, то не обессудьте. Было у вас за последнее время много прожектов: нацпроекты, игорные зоны, народные ИПО и не менее народные ё-мобили, монетезации, валоризации, госкорпорации, семейные врачи, Олимпиады и саммиты. Результаты пока не впечатляют.

Так что, оставьте Севморпуть в покое, будут условия, он сам начнет развиваться без ваших заклинаний с трибун. А не будет, ну что ж, повезете очередную группу богачей выпить водки на Северном полюсе и пройтись хороводом вокруг оси Земли. Не простаивать же атомным ледоколам у стенки.
Tags: Путин, Северный Морской Путь, прожекты
Subscribe
promo alex_ishm march 4, 2016 10:37 43
Buy for 20 tokens
Мне не хватает "светофора". Который бы подсказывал: сюда не ходи, здесь тебе не рады. Утром увидел в топ-100 пост некоего Бахуса baxus, что-то меня зацепило, кликнул "оставить комментарий". Опля! Вы забанены в этом журнале! Когда, по какому случаю? Не помню, чтобы я в этот журнал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments