alex_ishm (alex_ishm) wrote,
alex_ishm
alex_ishm

Вот как не быть суеверным?

Мне нравится Мексиканский залив. Хоть здесь и случаются циклоны-шторма и создают тревожную обстановку, но обычно на сутки-двое, после чего уходят прочь. Вот, например, Катрина, затопила Новый Орлеан. И с тех пор тишь да гладь и погода радует. Люблю работать в этих краях (плюс Карибское море) больше всего на свете.
Северная Атлантика – совсем другая история. Редко, когда обходится без штормов, много их было в моей жизни и они мне порядком осточертели. Хороши только на картинах Айвазовского.
*******
[Spoiler (click to open)]Я принял дела у дальневосточника П.Г., которого списали по требованию коммерческого оператора. Не знаю, в чем причина конфликта, но большего бардака в капитанских делах не встречал. К тому же судно недавно вышло из докового ремонта, где обновили документы и, кроме покраски корпуса, толком ничего не сделали. В техническом состоянии очень запущенный танкер. Возраст 10 лет, а впечатление, будто все 20. Первый месяц работали в Северном море: Норвегия, Англия, Германия, потом погрузка в Роттердаме на Делавэр.

О, с каким воодушевлением мы снялись на Штаты, не предполагая, что случится через 5 дней пути. 12 апреля (День Космонавтики) у нас вышли из строя оба топливных сепаратора (устройство типа насоса с центрифугой, где за счёт центробежной силы из топлива выделяются посторонние частицы). Потом все удивлялись (начальство и инспекторы), как так – сразу оба. Когда увидели внутреннее состояние, удивляться перестали. Топлива, что ранее прошло очистку, хватило часов на 10 хода с пониженными оборотами. Как назло начала портиться погода. Был расчёт обойти приближающийся циклон, но скорость упала почти в 3 раза, и нас точнёхонько накрыло, судно оказалось в самом неблагоприятном районе. Когда очищенный мазут закончился, перешли на дизтопливо и ещё чапали около 8 часов. За это время убедились, что своими силами не отремонтируем. Не хватает запчастей. Офис поколебался и дал добро перейти на неочищенный мазут.

Дизтопливо поступало в главный двигатель и на генераторы через расходную цистерну, которую, судя по всему, никогда не чистили, поэтому на дне накопился сладж (sludge – неоткачиваемые осадки). Уровень взлива в цистерне определяется дистанционно поплавком (типа бублика, скользящего вверх-вниз по шесту).

Как потом выяснилось, поплавок завис в положении взлива 10 кубометров, все из-за того же сладжа. Фактически танк был пустой, и в генераторы пошли донные отложения, забили фильтры и трубопроводы. Все три генератора вырубились, машина остановилась, автоматически запустился аварийный генератор и у нас начался героический дрейф с 18 часов 13 апреля (13/04/13 – вот как не быть суеверным?) до 22 час 15 апреля.

Аварийный движок подаёт питание ограниченному кругу потребителей, в число которых не входит отопление, водопровод и канализация. Даже освещение не всем и не везде.
Правда, спутниковый телефон и электронная почта работали. В Хьюстоне и в Сингапуре создали аварийные штабы, которые не столько помогали, сколько донимали звонками. Ночь с 13 на 14-е я провел на мостике и следующую (частично) тоже.

Судно потеряло управление и отдалось на милость волн, которые разыгрались не на шутку. Началась резонансная качка. Как будто специально, всё одно к одному. Естественно в тот момент никто не знал истинную причину. Разобрались, когда вскрыли генераторы для осмотра (после серии неудачных пусков) и цистерну дизтоплива. В этой обстановке пришлось сооружать временный трубопровод в обход цистерны, которую, не теряя времени, чистили вручную. Выбрали более 600 литров сладжа. Три полные бочки.
В машинном отделении нашли пластиковый контейнер объёмом на пару кубов. Его закрепили выше генераторов и вручную, ведрами залили дизелькой. Набирали из топливного танка и передавали по цепочке. Из этого контейнера запитали один из генераторов и сделали пробные пуски. Все они были неудачными, по времени от нескольких до десятков секунд.

И вот наконец утром 14-го первый удачный пуск генератора, проработавшего 1 час 20 минут! За это время успели поднять давление в водопроводе, которое поддерживалось при каждом последующем пуске, что дало возможность ходить в туалет. Много ли человеку надо для счастья? Кроме того, на камбузе разогрелась плита и повара сумели кое-что состряпать.

До 10 утра 15 апреля жизнь шла в режиме череды пусков этого генератора, который после непродолжительной работы вырубался, потому что опять забивались фильтры. Жилая надстройка и машинное отделение выхолодились, мазут на питание котла и главного двигателя застыл в трубопроводах. Непогода, принесшая резонансную качку, прескверно влияла на моральное состояние экипажа. Уже потом я узнал от второго механика-индуса, что он плакал от отчаяния самым настоящим образом. А вместе с ним ещё кое-кто из машинной команды.

Но вот 15-го в 10 утра очередной пуск генератора, и он заработал бесперебойно, что позволило оживить два других и разжечь котёл. Подоспела очередная радость – я принял горячий душ и согрелся. А побрился ещё утром, взяв воду из кипятильника. Циклон удалился на север, качка перестала быть изматывающей. Всё разом повеселели и оживились.

Вечером Офис распорядился произвести пробный пуск главного двигателя на дизтопливе. С третьей попытки получилось, и мы пошли малым ходом в британский Фалмут на ремонт. 16-го во второй половине дня смогли запитать главный двигатель мазутом и подняли обороты до полных маневренных. С этого момента жизнь практически нормализовалась. Через 4 дня прибыли в Фалмут, не без других треволнений и приключений, но они не шли ни в какое сравнение с уже пережитым.

В Фалмуте простояли чуть более двух суток, нам отремонтировали сепараторы, доставили запчасти, продукты, пополнили запасы мазута и дизтоплива. Сменили часть экипажа, а также отработали с комиссией, которая занималась предварительным расследованием происшествия. Комиссия удовлетворилась, мы получили разрешение сниматься в рейс на Делавэр, куда прибыли 2-го мая.

Много мистического и таинственного во всей этой истории. Казалось, кто-то наслал проклятие или сбылось предсказание суперинтенданта Нираджа из лондонского офиса. Он посетил нас в Роттердаме 5 апреля. Выслушал наши жалобы на техническое состояние механизмов, посокрушался, поклялся, что нас обеспечат запчастями, когда придём в США.
– А если, вдруг, судно остановится посреди океана из-за некомплекта запчастей, I’ll fuck them all, rest assured, – пообещал Нирадж, подразумевая под “all” механико-судовую службу компании. Накликал. Он участвовал в работе комиссии и первое, что я ему сказал, после рукопожатий, было:
– Ох, Нирадж, лучше бы ты тогда не сказал «остановится посреди океана». Слова иногда материализуются и обычно в неблагоприятном варианте.
Он только развел руками: «Я их предупреждал».

Наверно есть какой-то баланс удач и не удач. В Дэлавэре простояли три недели, две из которых я загорал с книжкой подмышкой на верхнем мостике. Красота. Выгрузились безо всяких проблем и снялись на Кюросао.
В том происшествии практически вся вина на стармехе. Что сепараторы сдыхают, знали давно. Любой механизм, прежде чем сломаться, подсказывает обслуживающему персоналу «скоро наступит... скоро наступит... скоро наступит... наступил п-ц».

Когда собралась комиссия, первый вопрос был: «Как сразу два сепаратора одновременно вышли из строя? Это всё равно, что сорвать джек-пот в лотерею». Пришлось отшучиваться, а разве джек-поты не срывают? Ну и то, что ни у кого не хватило ума проверить взлив в цистерне. Какая-то непроходимая судомеханическая тупость. Уровень упал на 10 кубов и не меняется. Возьми и проверь рулеткой.

Стармех по национальности сикх из той касты, где мужчины никогда не бреются, не стригут волос и не снимают чалму. По утрам он сидел в каюте и вдумчиво читал священное писание сикхов. Наверно о душЕ заботился. 3 мая мы с ним здорово поругались и почти 2 недели не общались.

Он прибыл раньше меня и списался в отпуск раньше. 20 июня мы сдержанно распрощались, в надежде никогда больше не встретиться. Его сменил стармех-украинец и началась новая эпоха.
П.С. Если верить в людей, приносящих несчастье, то возможно нам не повезло со вторым механиком. Было немало признаков, пока он находился на борту, а как уехал из Фалмута, так жизнь наша сразу поменялась. Хоть и бывали поломки и разные неприятности, но их масштаб невозможно сравнить с произошедшим 13 апреля. Тогда была кульминация, а катарсис наступил в июне-июле. Последний месяц я бы назвал круизом по курортам. Тьфу, тьфу, тьфу. Я не глазливый, но лучше подстраховаться. Чур меня!
Tags: дрейф, поломка, суеверие, шторм
Subscribe
promo alex_ishm march 4, 2016 10:37 41
Buy for 20 tokens
Мне не хватает "светофора". Который бы подсказывал: сюда не ходи, здесь тебе не рады. Утром увидел в топ-100 пост некоего Бахуса baxus, что-то меня зацепило, кликнул "оставить комментарий". Опля! Вы забанены в этом журнале! Когда, по какому случаю? Не помню, чтобы я в этот журнал…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments